Руководителя физического воспитания - ДЦРР Золотой ключик

Руководителя физического воспитания

«Как можно оздоровить ребенка дома»

     Нас всех много лет поражала грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Конечно, причин тому множество: экономических, социальных, генетических медицинских. Одна из них не значительного внимания взрослых к здоровью ребенка. Мы любим своего ребенка, усердно лечим, когда он заболеет, а в постоянной повседневности не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является не соответствие одежды и обуви температурному режиму. Надо постоянно сопоставлять температуру и одежду, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Важно создать детям условия для сна и пищи.

Мы мало знаем о здоровье нашего малыша. Значит, периодически нам нужны заключения узких специалистов. Только диагностические данные облегчат верный и индивидуальный подход в семье.

Режим всегда был и остается основой полноценного физического развития. Не случайно замечено воспитателями детских садов самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверное, потому, что в субботу и в воскресенье дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых. И мы еще удивляемся, почему же они так капризны, а потому, что нарушается весь устоявшийся стереотип детского организма.

Как хорошо, когда в семье существует традиция ежедневно проводить утреннюю гимнастику. Этот процесс необходимо проводить совместно и в детском саду и дома. Только тогда будет результат здоровый ребенок

Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6-13 тысяч движений. Существует неписанное правило обеспечить дошкольнику двигательный комфорт, лучше на свежем воздухе. В ненастную погоду дети, как правило, остаются дома, лишаясь кислорода, общения и движений на прогулке. В этой связи сожалеем, что редко используются семьями так называемые «комнатные прогулки». Советуем их проводить так: всем тепло полу одеться, открыть балконную дверь и в течении 30-40 минут активно двигаться, весело играть. На обычных прогулках практиковать сюрпризы, соревнования, походы для того, чтобы ваш малыш не только двигался, но и веселился.

Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Ребёнок обязательно будет играть, если увидит играющих рядом пап и мам, бабушек и дедушек.

В заключении остановлюсь на таком понятии, как валеология. Иными словами «забочусь о себе сам». Здоровый образ жизни формируется с детства, мы помогаем ребенку с самых ранних лет освоить следующее:

1. Даем первые сведения о полезных и вредных продуктах, растениях.

2. Знакомим с правилами обработки овощей и фруктов.

3. Знакомство с человеческим организмом.

4. Преподносим азы о гигиене жилища, своего тела, об уходе за одеждой.

5. Подводим детей к релаксации и медитации.

Таким образом, физическая культура- понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья ваших детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.


ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу (во всех направлениях) должно быть пронизано заботой о физическом развитии ребенка и его психическом благополучии. Здоровый ребенок – самое драгоценное произведение природы.

Здоровье является одним из основных условий полноценного физического развития  ребенка. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Следует помнить, что полная реализация ребенком своих возможностей способностей невозможно при нарушениях физического и психического здоровья. По этой причине профилактическая, оздоровительная и коррекционная деятельность в дошкольном учреждении является чрезвычайно важной для обеспечения здоровья детей, их разностороннего развития. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и невозможно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и укреплять здоровье детей – огромная каждодневная работа.

Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным воздействием, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большое количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармонического развития личности. Ребенок в этом возрасте не способен всерьез задумываться о своем будущем, он живет настоящим днем. Осознание ценности здоровья и ЗОЖ у него не сформировано. Чтобы сформировать его, необходимо проводить целенаправленную работу.

В этой связи, перед администрацией детского дошкольного учреждения и специалистами по физическому воспитанию возникает вопрос: как максимально эффективно смоделировать двигательный режим воспитанников в зависимости от материально-технических условий детского дошкольного учреждения, профессиональных качеств педагогического состава, ведь каждое учреждение образования имеет свои, присущие только ему особенности жизнедеятельности, традиции, физкультурно-оздоровительную среду и т.д. Кроме того, ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, уже имеет определенный уровень развития физических качеств и видов движений. Дети могут быть моторно-одаренными и моторно-отстающими, с высоким уровнем координационных способностей, силы, скорости, и наоборот. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду, мы лишь в состоянии профессионально обеспечить в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, адекватных возможностям его организма. Чем раньше ребенок узнает о состоянии своего тела, важности закаливания, движения, правильного питания, отдыха, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

В процессе приобщения детей к физической культуре педагог решает задачи, направленные на укрепление здоровья воспитанников, формирование систем и функций организма, системы элементарных знаний о здоровом образе жизни, воспитание потребности в нем.

Программа «Пралеска» предполагает включение в учебный процесс еженедельных занятий познавательного цикла, знакомящих детей со строением тела человека, здоровым образом жизни и безопасным поведением в быту и на природе.

Как говорил выдающийся педагог Януш Коршак: «детям совершенно так же , как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»

Для развития познания детей и формирования основ здорового образа жизни, дошкольное учреждение работает по различным направлениям.

Одно из таких направлений предоставлено комплексом организованных физкультурно-оздоровительных занятий в распорядке дня дошкольника, рекомендованных программно-нормативным содержанием образовательного процесса дошкольного учреждения. Традиционные формы работы в сочетании с активным отдыхом, закаливающими процедурами, самостоятельной двигательной активностью детей, домашними заданиями наряду с определением рационального диапазона температурного режима для детей в различных возрастных группах, продолжительностью воздействия оздоровительных процедур на организм ребенка, количеством мероприятий в недельной активности дошкольников. Различные приемы оптимизации позволяют насытить содержание физкультурно-оздоровительной работы с учетом материально-технической базы дошкольного учреждения, профессиональной подготовленностью специалистов, работающих с детьми, уровня физического и психического здоровья детей, а также поставленных задач и целей в процессе образования и воспитания.

Для оптимизации режима двигательной активности применяются традиционные формы работы  (см. табл.), совершенствуется форма планируемой документации, методов организации, содержание различных форм занятий физическими упражнениями и закаливанием.

Второе направление физкультурно-оздоровительной работы с детьми существенно дополняет традиционные формы занятий новым содержанием корригирующей гимнастики, ритмопластики, ритмической гимнастики, индивидуальной работы с детьми, которые направлены на формирование различных видов движений, воспитание физических качеств. Большую заинтересованность у детей и их родителей вызывают специально организованные занятия с моторно-одаренными детьми, а также с детьми, имеющими отклонения в физическом состоянии и психическом развитии.

На дополнительных занятиях ребята активно выполняют коррекционные упражнения для формирования правильной осанки, профилактики нарушения состояния опорно-двигательной системы, при затруднении дыхания и т.п.

Третье направление определяет характер и содержание дозированных процедур, направленных на повышение уровня общей работоспособности организма детей (различные виды массажа: массаж биологически активных зон, рук, тела, кистей рук и т.д., дыхательной гимнастики, профилактические трехнедельные оздоровительные курсы, включающие применение витаминов А, В, аскорбиновой кислоты)

В период повышенной заболеваемости гриппом для экстренной профилактики применяются чесночные ингаляции (вдыхание через нос пара с мелко нарезанным чесноком из блюдца 2 раза в день в течение 5 дней).

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии детей. Необходимо всесторонне развивать ребенка, используя все доступные методы и средства для улучшения здоровья через правильно организованный быт, закаливание, физические упражнения и другие виды деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении ведется совместно с родителями. Эффективность ее зависит от состояния здоровья, физического и двигательного развития каждого из детей.

С каждым годом состояние здоровья детей, поступающих в дошкольное учреждение, школу ухудшается. Заметно увеличивается процент детей со 2-ой группой здоровья. В связи с этим обстоятельством оздоровление детей становится одной из самых важных задач дошкольного учреждения, а использование различных методов оздоровления, приносящих детям  пользу, поможет улучшить их здоровье.


«Организация подвижных игр с детьми летом»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Для дошкольников подвижные игры являются жизненно необходимой потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Удовлетворяя естественную потребность детей в движении, подвижные игры способствуют укреплению их здоровья, совершенствованию функциональных возможностей организма, формированию положительных эмоций, воспитанию потребности к активной двигательной активности. В процессе игры создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры вырабатывают у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать, менять свое место на игровой площадке или в зале.

Подчинение правилам игры воспитывает у дошкольников организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых качеств. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и самое главное – благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня.

Здесь хотелось бы отдельно поговорить о прогулке и подвижных играх. Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая прогулка должна тщательно готовиться: необходимо обеспечить двигательную активность детей, чередование физических нагрузок; для предупреждения переутомления предусмотреть разнообразие движений, форм и видов детской деятельности, игрушек, пособий; самые интенсивные физические нагрузки летом переносятся на начало прогулки, пока нет жары.

Качество прогулки обеспечивается благодаря содержательной разнообразной деятельности детей, достаточной двигательной активности (60-70%), оптимальной физической нагрузке (достигается соотношением организованной и самостоятельной форм физического воспитания, чередованием видов и интенсивности деятельности), положительному эмоционально-психологическому состоянию (активное уравновешенное поведение), температурному комфорту (ребенок не перегревается и не мерзнет).

На прогулке с большим успехом решаются задачи, направленные на формирование интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обучение детей правилам подвижных игр и эстафет и развитие у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно должно соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

  При подборе и организации игр на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
  • следить за соответствием содержания игр состоянию погоды;
  • предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
  • предлагать варианты усложнения подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

Подвижные игры на прогулке как форма работы имеют различные варианты:

  • Проводятся по типу физкультурных занятий. Главное отличие от непосредственно физкультурных занятий в том, что они проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.
  • Подвижные игры (2-4 игры) разной подвижности и на разные движения.
  • Комплексы подвижных игр с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнений в основных видах движений и т.д.)
  • Сюжетные подвижные игры.
  • Игры с элементами спортивного ориентирования.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве.

При распределении игр в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе) с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми на утренних и вечерних прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Содержание прогулки, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, а также спортивные развлечения должно согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и в целом совершенствовать моторное развитие дошкольников.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала. При этом важно правильно выбрать время для проведения игр. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения игр на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволяет обратить внимание на содержание их самостоятельной деятельности. При подготовке условий для проведения подвижных игр воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей. При проведении игр следует использовать разные способы организации (фронтальные, групповые, индивидуальные), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание на важные моменты, от которых зависит ход игры и выполнение правил.

При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление  и повышает интерес.

При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет и подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместной действий. Во время проведения игр на прогулке следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными и чувствовали себя непринужденно.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером.

 

Фотоматериалы